История создания:
Начиная с 1995 года АСТ было неформальной междисциплинарной группой экспертов — социологов, философов, экологов, и специалистов по интерактивному обучению. В течение нескольких последующих лет эта группа осуществляла проекты в области демократизации общества, прав женщин, миграции, межэтнических конфликтов и экологии в сотрудничестве с рядом международных организаций.
В ходе такой многолетней работы возникала необходимость организовывать специальные условия для общего планирования, совместного творчества, разработки и проведения новых обучающих программ. Все это позволило не только укрепить командные отношения в группе, но и создать серьезную технологическую базу в области осуществления проектов, связанных с повышением гражданской активности и самоорганизации различных социальных групп.
Таким образом, группа на практике проверила возможность и необходимость реализации социальных технологий общественного развития и, критически оценив свой групповой потенциал, пришла к решению оформиться в качестве общественного объединения. Весной 2001 года Агентство социальных технологий было зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики как неправительственная общественная организация.
Стратегия деятельности АСТ:
Все проекты и мероприятия, проводимые АСТ, направлены на работу с конкретной социальной группой (женщины, этнические меньшинства, молодежь, работники министерств или органов местного самоуправления) с целью повышения ее социальной активности и формирования навыков самоорганизации, а также укрепление взаимодействия государственных органов с организациями гражданского общества.
В настоящее время приоритетной целевой группой АСТ являются женщины, способные стать социальными лидерами, а основной фокус направлен на продвижение политики гендерного равенства через взаимодействие с государственными органами на национальном и местном уровнях.
Краткое описание деятельности АСТ и достигнутых результатов:
ОО «Агентство социальных технологий» является одной из ведущих женских неправительственных организаций, активно и эффективно работающих по продвижению политики гендерного равенства и укреплению женского движения. Именно эксперты Агентства Социальных Технологий, начиная с 2001 года, были инициаторами создания первой в Кыргызстане национальной женской сети «Женщины Могут Всё!» из числа женщин-лидеров во всех регионах республики и оказывали в рамках многолетней программы БДИПЧ ОБСЕ (2001-2006) методическую, экспертную, техническую, информационную и организационную поддержку становления и развития этой сети. Сегодня данная сеть продолжает работать и является одним из ключевых партнеров АСТ в регионах.
АСТ выступало локомотивом и мозговым центром кампаний лоббирования гендерных квот в электоральном законодательстве, сохранении принципа светскости государства в Конституции, сохранения уголовного наказания за многоженства, совершенствования гендерного законодательства и выделения в составе правительства уполномоченного органа в сфере гендерной политики.
Гендерная экспертиза законов и государственных программ – один из инструментов работы АСТ. За годы своего существования АСТ продвигало и добилось значительных успехов в закреплении института гендерной экспертизы и применения гендерного анализа в процессе выработки законов и государственной политики. Так, в результате многолетнего лоббирования требование о проведении гендерной экспертизы проектов законов закреплено в Законt о нормативных правовых актов, а также в Законе о регламенте парламента.
В конце 2007 года после того, как в парламент страны были впервые избраны женщин, благодаря введенным гендерным квотам, Агентство Социальных Технологий выступило с предложением объединения в Альянс Женских Законодательных Инициатив женщин-депутатов парламента, женщин-руководителей министерств и ведомств совместно с лидерами женских НПО для продвижения вопросов гендерного равенства в законодательном органе страны. Сегодня в Альянсе более 150 членов, из них 71 НПО, 85 физических лиц, в том числе 24 женщины-депутата Жогорку Кенеша КР IV и V созывов. Альянс сегодня проводит гендерную экспертизу законодательства и проектов законов, лоббирует гендерные вопросы на уровне правительства и парламента.
АСТ продолжает оказывать Альянсу Женских Законодательных Инициатив помощь в координации деятельности и выступает своего рода секретариатом Альянса.
Агентство социальных технологий, начиная с 2008 года, последовательно работает по продвижению изменения подходов к бюджетированию и планированию, методологии гендерного бюджетирования, гендерного анализа эффективности внешней помощи и принимало непосредственное участие в фасилитации процесса обсуждения и выработки женскими организациями Кыргызстана Обращений к Форуму доноров (High-Level Donor Coordination Forum) в Аккре 2008 г. и Бусане 2011 г. с настоятельным призывом сосредоточить внимание на актуальных и неотложных гендерных проблемах гендерной и принимать гендерно-ориентированные решения и рекомендации, направленные на поощрение политики равенства при осуществлении программ развития, в том числе постконфликтных стратегических планов развития Кыргызстана, безопасного развития и укрепления мира.
Проекты АСТ, направленные на гендеризацию бюджетных инициатив, включали как национальный масштаб, так и касались местных бюджетов. Так, проведены гендерный анализ бюджетов городов Бишкек, Кант, Московского района и бюджета местного сообщества в Чуйской области и по итогам организованы публичные слушания или другие форматы обсуждений с общественностью. Впервые был сделан гендерный анализ проекта Среднесрочного прогноза бюджета на 2010–2012 гг.
В течение 2010-2011 гг. Агентство социальных технологий в рамках проекта ЮНИФЕМ «Укрепление экономической безопасности женщин» оказывало экспертную поддержку Министерству труда, занятости и миграции как уполномоченному государственному органу в сфере гендерной политики, в том числе по вопросам лоббирования гендерных аспектов в проектах Среднесрочной стратегии развития страны, Среднесрочном прогнозе бюджета на 2011-2013 годы до 2011 г. и в секторальные стратегии пилотных министерств и ведомств: Министерство социальной защиты, Министерство труда, занятости и миграции, Государственная регистрационная служба.
Многолетнее сотрудничество АСТ с уполномоченным органом в сфере гендерной политики (сегодня это Министерство труда и социального развития) способствовало утверждению министерством Руководства по внедрению комплексного гендерного подхода в отраслевые\секторальные политики, а также разработки и принятию правительством впервые в истории страны долгосрочного стратегического документа в сфере гендерной политики – Национальной стратегии по достижению гендерного равенства до 2020 года и Национальной стратегии по достижению гендерного равенства до 2030 года, а также Национальных планов действий по достижению гендерного равенства, которые принимаются на основе Национальной стратегии каждые 3 года.
С 2014 года Агентством социальных технологий осуществляется Гендерный мониторинг выборных процессов и результаты мониторингов широко освещаются в СМИ. В рамках мониторинга проводится анализ того, насколько государственные гарантии были соблюдены в ходе парламентских выборов 2020 года. В частности, на мониторингах прошлых выборов были проанализированы: процесс выдвижения и регистрации политических партий, гендерный состав списков кандидатов, предвыборные программы партий, агитационные материалы, распространяемые через средства массовой информации (СМИ, включая социальные сети) на предмет наличия в них гендерно-чувствительных положений.
Формы и методы работы АСТ:
АСТ в своей деятельности стремится к построению конструктивного взаимодействия с государственными органами, организациями гражданского общества и содействию координации между всеми заинтересованными в продвижении политики равенства группами и организациями.
Опыт сотрудничества АСТ:
АСТ имеет опыт многолетнего сотрудничества с государственными органами.
Название организации | Предмет сотрудничества |
Жогорку Кенеш (парламент) | Гендерная экспертиза законов, организация парламентских слушаний и заседаний профильных комитетов парламента по вопросам соблюдения прав человека, гендерного равенства |
Министерство труда и социального развития (также является уполномоченным органом в сфере государственной гендерной политики) | — Разработка, реализация и оценка национальных государственных программ по достижению гендерного равенства;
— разработка и продвижение законодательства по охране и защите от гендерного и семейного насилия; — Разработка и лоббирование рекомендаций по включению гендерных аспектов в секторальную деятельность министерств и ведомств; — Включение гендерного измерения в деятельность министерства, Стратегию социального развития и другие документы в области социальной защиты; — Координация взаимодействия с организациями гражданского общества, гендерными экспертами. |
Министерство финансов | — Апробация методологии гендерного анализа кадровой политики на примере министерства финансов (теперь эта методология используется Государственной кадровой службой);
— Разработка и продвижение инструментов гендерного анализа бюджетов. |
Министерство экономики | — Включение гендерных аспектов в среднесрочные стратегии развития страны и среднесрочные прогнозы бюджета;
— Разработка и внедрение методологии стратегического планирования устойчивого развития с учетом гендерных аспектов; — Разработка и внедрение методологии инвентаризации государственных стратегических программ устойчивого развития с учетом гендерных аспектов; — Разработка обучающих модулей и проведение обучения государственных служащих по вопросам стратегического планирования с учетом гендерным аспектов. |
Национальный статистический комитет | — Совершенствование гендерной статистики;
— Разработка и продвижение гендерных индикаторов в процессе национализации и адаптации Целей устойчивого развития для Кыргызстана. |
Государственная регистрационная служба | Включение гендерного измерения в деятельность ведомства. |
Министерство образования и науки | — Гендерный анализ законодательства в области образования и стратегических документов министерства;
— Аналитический обзор и рекомендации по учету гендерного измерения в секторе образования; — Разработка и апробация методологии антидискриминационной и гендерной экспертизы учебных пособий. |
Министерство юстиции | Гендерная экспертиза законодательства и внедрение методологии гендерной экспертизы подзаконных актов. |