Версия для слабовидящих
Кайыргуль Рыскулова: «Журналисты продолжают укреплять гендерные стереотипы и распространять виктимблейминг»

Кайыргуль Рыскулова работает журналисткой бишкекского бюро регионального телеканала Т-Медиа и параллельно учится в университете.

Журналистикой Кайрыгуль занимается относительно недавно — она пришла в профессию, чтобы стать депутаткой. Но сейчас она поняла, что ей больше нравится репортерская работа.

В 2022 году Кайыргуль попала на тренинг, где узнала про гендерно- чувствительный подход в журналистике. После этого она поняла, что вредные гендерные стереотипы окружают людей повсюду.

«У нас ведь в селах вся жизнь построена на стереотипах. Когда мы в школе выполняли общественные работы, наши мамы ругали нас: “Почему бы тебе просто дома не сидеть?” С этого и начинается, что девочек больше ограничивают, им многое не разрешают», — объясняет журналистка.

Там же на тренинге она заметила, что ограничивающие гендерные стереотипы постоянно транслируют или укрепляют журналисты Кыргызстана.

«Был случай, когда женщина вышла замуж в 60 лет. Тогда из этого сделали большую новость: “Она вышла замуж в свои 60 лет”. Журналисты сфокусировались на этом, как-будто женщине нельзя в 60-летнем возрасте выходить замуж. Когда мы подчеркиваем такие вещи, мы только укрепляем стереотипы в обществе.

Стереотипы приводят к неравенству. К тому, например, что женщин не будут считать за людей, к насилию. Еще плохо, когда эти стереотипы формируются у женщин, и они думают: “А что я могу сделать? Он же мужчина. Все будет так, как он сказал”.

Стереотипы транслируются и о мужчинах. Например, мы публикуем текст с заголовком: «Мужчина шьет тошоки лучше некоторых женщин» с мыслями, что мы развеиваем стереотипы. А на самом деле мы их только укрепляем», — объясняет журналистка.

По словам Кайыргуль, зачастую в темах, связанных с гендерным насилием, журналисты транслируют виктимблейминг, который нормализует это самое насилие.

«Бывает же иногда, когда изнасилованные девушки делятся историями на публику, чтобы другие девушки не пострадали. Тогда ведущий, который задает вопросы, смотрит на такую девушку высокомерно, как-будто она не человек.

В комментариях обязательно начинают обвинять саму девушку. Вопросы ведущего тоже могут привести к виктимблеймингу. От подачи журналиста зависит то, как общество воспринимает новость», — говорит Кайыргуль.

По ее словам, у журналистов есть табу на некоторые темы — они мало пишут про сексизм, очень осторожно освещают религиозные темы.

«Например, про то, какие тяготы несут студентки в медресе, как к ним там относятся. Ведь есть информация об этом внутри [сообщества]. Но опасаются это вытаскивать наружу, писать об этом. Не знаю, почему. Иногда операторы отказываются снимать какие-то кадры. Мы столкнулись с таким», — объяснила Кайыргуль.

Еще одна проблема — поколенческий разрыв между редакторами и журналистами. По мнению журналистки, для того, чтобы решить эту проблему — нужно обучать гендерно-чувствительной журналистике не только корреспондентов, но и редакторов и руководство изданий.

«Было некоторое недопонимание после тренинга. Потом мы редакторам мягко объясняли, что мы ходили на такие курсы и надо по- другому писать. […] Возможно стоит проводить совместные тренинги. Но я не знаю, как воспримут журналисты такие советы от других журналистов. Особенно старшее поколение. Им не нравится, когда ты поправляешь их или указываешь на их ошибки. Они считают, что правы, спрашивают: “Кто ты такая?”» — поделилась переживаниями Кайыргуль.

Журналистка считает, что после тренингов по гендерно- чувствительной журналистике стоит проводить мониторинг выпускаемого редакциями контента.

«Во время учебы все говорят: “Да, так и надо делать”, а потом возвращаются в редакции и продолжают делать все по-старому. Может, если контролировать такие вещи, результаты были бы лучше. Это нормально проводить мониторинг, смотреть, как пишут материалы. Например, обучить и через полгода промониторить сделанные за это время материалы», — объяснила журналистка.

Также, по ее мнению, необходимо внедрять такие программы в обучающие модули в университетах: «Нужно приходить в вузы и информировать, потому что преподаватели в университетах особенно погрязли в стереотипах».

История подготовлена в рамках исследования « Гендерные аспекты деятельности СМИ в Кыргызской Республике: вызовы и рекомендации» проекта «InKoom– Содействие развитию справедливого и инклюзивного общества в Кыргызстане». Проект реализуется ОО «Агентство социальных технологий» при финансовой поддержке Европейского Союза (https://sta.kg/incoom/).