Версия для слабовидящих
Центральноазиатский женский IT-форум “Wspark Women in Tech”

13 декабря состоялся Центральноазиатский женский IT-форум “Wspark Women in Tech”для представителей ИТ-индустрии Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. Региональный форум посвящен завершению образовательной программы для женщин из ИКТ-сферы Центральной Азии“Wspark Women in Tech”, реализуемой при поддержке Проекта USAID по развитию предпринимательства и бизнес среды.

спикеры из стран Центральной Азии

Миссия программы- расширение экономических прав женщин в ИКТ-сфере Центральной Азии и продвижение гендерного равенства в регионе. Задача-создание устойчивой региональной площадки для обучения, нетворкинга, обмена опытом и сотрудничества между женщинами в ИКТ-сферы Центральной Азии. На форуме женщины-лидеры ИКТ-сферы Центральной Азии рассказывали истории успеха, эксперты давали рекомендации по построению успешной карьеры, про программы поддержки женщин в ИКТ-сфере.

Директор ОО «Агентство социальных технологий» Зульфия Кочорбаева в своем выступлении  на панельной дискуссии: «Расширение прав и возможностей женщин в Центральной Азии» рассказала про возможности женщин и девочек Кыргызстана заниматься «нетрадиционными» профессиями, о том,  насколько в обществе распространены гендерные стереотипы, предубеждения в отношении этих вопросов.

Зульфия Кочорбаева
участницы форума

“Для того, чтобы бороться с этим влиянием на системном уровне в Кыргызстане инициировали вопрос, о том, чтобы школьные учебники проходили предварительную гендерную экспертизу и соответственно, чтобы минимизировалось появление каких-либо стереотипов, предубеждений, в том числе по гендерным аспектам. В 2019 году Министерством образования была утверждена методология проведения антидискриминационной гендерной экспертизы учебно-методических комплексов. С тех пор все рукописи учебников, которые планируются издать и распространять в школах проходят эту экспертизу независимыми экспертами, не работниками системы образования. Проводится отдельный конкурс, где выявляется гендерная и правозащитная чувствительность, потом они проходят специальное обучение о применении этой методологии и проводят экспертизу, следуя по утвержденным индикаторам. На сегодняшний день ни один из учебников, которые не прошли эту экспертизу, не допускаются к печати и дальнейшим этапам рассмотрения.  Мы предварительно сделали гендерную экспертизу действующих наших учебников и представили результаты  широкой общественности и Министерству образования.

Было выявлено, что визуализация  деятельностей отражаются в наших школьных учебниках для женщин всегда в несколько раз меньше, чем для мужчин. В изображениях женщин и девочек значительно меньше, чем мужчин. Даже персонажи в упражнениях представлены больше в мужских образах и более того, они ограничены традиционными семейными ролями, представлены устоявшие женские профессии. Были примеры, когда был параграф в учебнике, который посвящен профессиям, где из восьми визуализированных картин будущих профессий, которыми могут заниматься дети, были визуализированы только мужчинами. Если наши дети будут заниматься по таким учебникам, у них будет формироваться представление, о том что, н-р, технические сферы, наука, политика- это только для мужчин, а для женщин соответственно удел ограничен только семьей и небольшим количеством профессий. Наряду с тем, что должны быть какие-то специальные программы для женщин и девушек, чтобы они могли быть вовлечены в различные сферы занятости. Важно еще проводить работу на уровне образования, на уровне общества. Кстати, мы сейчас работаем со СМИ, с блогерами над введением стандартов гендерно-чувствительной журналистики, чтобы соответственно информационная среда была свободна от стереотипов, не распространяли стереотипные предубеждения и наоборот поддерживали и развивали в обществе понимание значимости женского лидерства в разных сферах».

Зульфия Кочорбаева поделилась с участницами форума Методологией проведения антидискриминационной гендерной экспертизы учебно-методических комплексов  и призвала участниц тоже применять эту  методологию у себя в странах.