InKoom– Содействие развитию справедливого и инклюзивного общества в Кыргызстане
KG
RU
EN
Версия для слабовидящих
Элира Турдубаева: «Журналисты Кыргызстана стали более гендерно- чувствительными, но нужно создавать больше контента об изменении ценностей»

Завкафедрой журналистики международного университета «Ала-Тоо» и исследовательница Элира Турдубаева более пяти лет проводит тренинги для медиа по гендерно-чувствительной журналистике.

Исследовательница считает, что ситуация с освещением гендерных вопросов в медиа значительно улучшилась — некоторые СМИ стали использовать феминитивы и прекратили укреплять стереотипы, начали бороться с патриархальными ценностями.

«Даже при выборе темы и заголовка, лида, при использовании фотографий, видео, уже чувствуется гендерная чувствительность. Однако некоторые СМИ до сих пор остались не гендерно-чувствительными. Те же КТРК, ЭлТР и региональные каналы, например, «Регион ТВ», «7 канал» и другие. Может, это потому что они не ходят на тренинги по гендеру. Издания, информационные агентства стали лучше. Журналисты того же Super.kg готовы обучаться, в Limon.kg стали задумываться», — объяснила исследовательница.

Несмотря на то, что медиа уделяют большое внимание освещению таких тем, как семейное насилие, сексуальные домогательства, изнасилования, нарушения прав женщин, ситуация в этой сфере, по мнению Турдубаевой, в целом не меняется в лучшую сторону. С точки зрения Турдубаевой, это происходит, потому что выходит мало просветительского контента, направленного на изменение ценностей и поведения людей.

«Нужно не только информировать, но и менять поведение людей. По этому направлению мало работ. Медиа просто освещают, что что-то случилось и все. У медиа есть влияние для изменения поведения мужчин и женщин, всех членов общества. К сожалению, очень мало роликов о том, как предотвращать насилие или что делать, если насилие совершили», — считает она.

Она предлагает создавать больше видеороликов для Инстаграма и ТикТока на кыргызском языке с пошаговыми инструкциями о том, что, например, нужно писать заявление в милицию и получать охранный ордер, если женщина оказалась в ситуации семейного насилия. Также, по ее мнению, нужно делать различный интерактивный контент для повышения финансовой и юридической грамотности женщин.

«Нужно объяснять, что существует охранный ордер в случае домашнего насилия, и даже если он не останавливает агрессора, то можно разводиться, не боясь раздела имущества и алиментов, что можно уйти, заняться саморазвитием и зарабатывать, не бояться стереотипов, стигматизации. Когда журналисты снимают видеоролики с инструкцией о том, что делать, то нужно вплоть до формы и шаблона заявления прикреплять к видео, потому что некоторые женщины совсем ничего не знают, поэтому нужно им предоставлять все в готовом формате», — объясняет Турдубаева.

Также Турдубаева советует журналистам создавать побольше историй с позитивными имиджами женщин — показывать успешных, сильных, независимых женщин, которые достигли тех или иных высот.

«Показывать, что женщина так же, как и мужчина, может все: полететь в космос, открыть свою компанию, владеть бизнесом, быть финансово независимой. Можно показывать в разных секторах: IT, инженерия, в точных науках. Женщина, которая делает науку, меняет жизнь. Нам нужные ролевые модели. Надо делать упор на такие ролевые модели, которые делают и меняют свое общество в лучшую сторону, развивают страну наравне с мужчинами.

Всегда надо указывать на гендерный баланс в политике, в экономике. Везде, где есть мужчины, нужно спрашивать: “А где женщины?” На конференциях, форумах, надо спрашивать, где спикерки. Нужно всегда мониторить гендерный баланс», — сказала она.

Исследовательница рекомендует журналистам больше рассказывать о том, что у девушек должна быть свобода при выборе профессии.

«Стереотипы о женщинах и девушках надо менять. Даже при выборе профессии можно рассматривать не только такие варианты, как врач, медицинский работник, учитель или швея, но и можно работать в золотодобывающем секторе, на заводах. А то у нас родители при выборе профессии дочки говорят: “Ой, ты девочка, тебе подойдет стать учительницей или медсестрой”.

Нужно освещать, что женщина может работать во всех сферах, что она свободна в своем выборе и может выбрать себе любого партнера и жить с тем, кого она выберет. Надо прекращать освещать, что женщина может быть счастливой только будучи в традиционной роли келин, жены, матери. По такой логике, женщину счастливой делают четыре вещи: дети, муж, родственники мужа и роль келин. Если этих четырех вещей нет, то женщина несчастлива», — сказала Турдубаева.

Турдубаева также советует обратить внимание на борьбу со стереотипами в отношении мигранток.

«Надо менять восприятие мигранток. Если женщина уехала на заработки в Анталию в сферу туризма, или в Дубаи, то сразу появляется стереотип, что она девушка легкого поведения. Или если она разведенная, думают, что она легкого поведения. Такое восприятие у людей надо менять, особенно у мужчин. Нужно постоянно транслировать, что женщина может выбирать себе партнера, свободу или место работы.

Именно благодаря выезду в Россию, Турцию женщины становятся финансово независимыми. Женщины уже не терпят домашнее насилие, разводятся, оставляют детей родителям и уезжают работать. Это очень классно, что у них есть выход из этой ситуации. Они могут уехать в ту же Россию, чтобы не терпеть это насилие», — разъяснила исследовательница.

В целом, чтобы усилить гендерную оптику у журналистов, Турдубаева советует увеличить количество таких курсов, как «Гендер и медиа», создавать больше стажировок, мотивировать журналистов создавать подобный контент через конкурсы. Кроме того, она считает, что нужно во все курсы вузов интегрировать компонент по гендерной чувствительности.

«Если у студентов курс “Операторское искусство”, нужно рассказывать, как через операторское искусство представлять женщин в кино. Это должно быть не только на факультете журналистики, но и во всех вузах, на всех факультетах. Особенно у юристов, экономистов должен быть гендерный подход. Юристы — это ведь будущие законодатели», — заключила Турдубаева.

История подготовлена в рамках исследования « Гендерные аспекты деятельности СМИ в Кыргызской Республике: вызовы и рекомендации» проекта «InKoom– Содействие развитию справедливого и инклюзивного общества в Кыргызстане». Проект реализуется ОО «Агентство социальных технологий» при финансовой поддержке Европейского Союза (https://sta.kg/incoom/).